Меню
16+

Общественно-политическая газета «За большую Дегтярку»

26.03.2015 14:33 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 26.03.2015 г.

Ближе к истории

Автор: А.Бехтерева

Окунуться в солдатский быт поможет оборудованная в музее землянка

Елена Борисовна Соловьева, руководитель Музея 10-го Гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса МАОУ СОШ №30:

- Мы стараемся, используя разные подходы, возвращать детей к истории. Мы всегда уделяли особое внимание теме войны, но в свете последних событий это особенно актуально.

МУЗЕЙ УДТК

Елена Борисовна Соловьева, руководитель Музея 10-го Гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса МАОУ СОШ №30:

Мы стараемся, используя разные подходы, возвращать детей к истории. Мы всегда уделяли особое внимание теме войны, но в свете последних событий это особенно актуально. Если мы посмотрим на соседние государства, например, Украину, и спросим себя, почему сейчас там все именно так происходит, ответ будет очень простым. Люди не знают своей правдивой истории, они вообще истории не знают. Чтобы этого не случилось с нами, мы стараемся всеми способами, используя разные технологии, дать детям информацию, которая осядет в их голове. Да, не с первого раза, но проходя несколько раз за год через музей, участвуя в конкурсах, играх, викторинах, применяя знания на уроках истории, они запоминают очень многое из того, что мы рассказываем. У нас великолепный учитель истории Жанна Гарифулловна Аллаярова, она старается отслеживать, насколько полные знания остаются у ребят. Татьяна Борисовна Делидова, педагог по ОБЖ, посвящает часть урока обсуждению событий в мире, в нашей стране, ребята должны знать и понимать это. Если мы будем равнодушными, немыми и глухими, это может случиться и с нами.

Когда ребята приходят в музей и отвлекаются на экскурсии, я всегда говорю: «Ты сейчас отвлекся, не услышал что-то, не понял, не запомнил, а через несколько лет, когда тебя спросит сын или внук, что за праздник 9 мая, что там вообще произошло, кто победил и как все было, ты ответить не сможешь, потому что ты не знаешь». От нас отходит война с каждым годом все дальше. Наша цель, чтобы поколение не выросло Иванами, не помнящими своего родства, своей истории, потому что корни зла и в этом. К сожалению, сейчас ребята не смотрят новости, военные фильмы, и это нельзя проконтролировать. Да, ты можешь сказать: «Сегодня по телевизору будет фильм про войну, сядь, посмотри». Он кивнет головой, но проверить ты его не сможешь. А здесь через музей он не пройдет мимо.

Сейчас, когда встречаемся с выпускниками, они часто говорят: «А вы помните, вы рассказывали…». Что-то в воспоминаниях остается, в этом миссия музея – в первую очередь дать знания по истории, воспитать историческую гордость за страну, обратиться к корням, посмотреть, а кто в семье воевал, какое отношение город имел к войне. Мы не берем глобальные вещи, мы стараемся идти от семьи, от места, где живут ребята, чтобы было больше точек соприкосновения. В музее мы опираемся на реальные предметы, их ауру ничем не заменить ни книгами, ни фильмами. Их нужно потрогать, примерить на себя, только так можно ощутить, что там происходило и как.

Экспонаты в Музее 10-го Гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса МАОУ СОШ №30 добыты трудом поисковых отрядов: с 1966 года их привозили из экспедиций участники команды красных следопытов «Уралец», а с 1991 года – ребята из отряда «Рокада». Экспонаты самые разнообразные: оружие, экипировка, бытовые принадлежности, личные предметы участников войны. Когда для ребят проводят экскурсии, каждый экспонат – подспорье и опора для рассказа о войне. Например, когда рассказывают историю Уральского добровольческого танкового корпуса (УДТК), показывают дегтярскую медную руду, которая была важнейшим стратегическим сырьем на время войны, фотографии горы Культбазы (так ее именуют в народе), где зачитывался наказ уральцев добровольцам. Особенное внимание всегда уделяется объяснению лозунга «Все для фронта, все для победы»:

– Я всегда говорю ребятам: вы поймите, что люди не просто делились, они яблоко не пополам резали и половину отдавали, а вторую оставляли себе, они все яблоко отдавали, – говорит Елена Борисовна. Дети по очереди в школу ходили, потому что одни валенки были. Если бы было по-другому, мы бы эту войну просто не выиграли. У нас на тот период были большие проблемы в государстве, в армии, с полководцами (из-за многочисленных репрессий). Если бы люди не жили в то время так, что сам падай, но сделай, мы бы войну не выиграли. Выстояли, на самом деле выстояли. УДТК – всё, начиная от танков и заканчивая пуговицами на шинелях солдат, всё сделано сверх плана.

Среди экспонатов музея можно увидеть и оружие, и даже модели танков-участников войны. Эти модели – дело рук самих ребят. Одним из самых трогательных экспонатов является панорама первого боя УДТК, подаренная музею семьей Муфазаловых, которые сделали ее своими руками. Ребята с удовольствием рассматривают панораму, где также присутствуют различные модели танков (Т-34, Тигр, Пантера), окопы, фигуры солдат. Ребята также могут придумать свой сценарий развития сражения.

Конечно, музей может похвастаться и огромным количеством книг, которыми ребята пользуются  для классных часов,  для проектов. Книги представлены и по оружию, и по истории корпуса, и по военной технике.

Еще один огромный плюс музея – наличие экспонатов со всей линии фронта.

– Если я говорю о московском сражении, объясняю, какая непростая там складывалась ситуация, могу показать противотанковую мину, которыми была усеяна линия обороны, –  поясняет Елена Борисовна. – Мы можем тут же обсудить, как они срабатывали. Есть предметы также и с северо-западного фронта, и с туапсинского района.

Тут же ребята могут примерить стальной нагрудник, в котором бойцы корпуса выходили на первый бой. Экскурсии проводятся не только путем рассказов и пояснений, но обязательно есть обратная связь, взаимодействие с ребятами – например, у примеряющего нагрудник ученика тут же спросят, удобно ли, почему нет, почему бойцы скинули их сразу после первого боя. В музее можно сравнить немецкие и наши предметы: лопаты, котелки, обсудить, какие были удобнее, лучше.

­– Говоря о том, что нашим не было равных в штыковой атаке, мы можем объяснить это на предмете, а не просто «на пальцах», – продолжает Елена Борисовна. Также в музее очень много бытовых предметов, поэтому у нас построена землянка. Здесь ребята садятся, рассматривают предметы быта. Мы поясняем, почему одни предметы сменялись другими, например, круглый котелок на овальный – удобнее. Показывая вещмешок, спрашиваем, что в нем, ребята предполагают, мы поправляем, объясняем, для чего нужны были эти предметы. Одно дело, если мы покажем фильм, и совсем другое, когда ребята могут потрогать эти вещи. Что-то объясняем через игру: были у меня 3-классники, сели в пилоточках на скамейку, я им автоматы дала, говорю, представьте, это Сталинградская битва, стена дома Павлова, вы сидите после боя. Девчонки у меня сразу представили, что солдаты с фотографии на стене их мужья, тут же замуж вышли.

Бытовых предметов в музее очень много. Есть, например, разные фляги, стеклянные, алюминиевые, есть фляга царских времен, которую, возможно, дед дал внуку, отправляя на фронт.

– Когда мы создавали наш музей, О.С. Лобанова, сотрудник Уральского института музейных проектов, сказала, что уникальность нашего музея в том, что все предметы получены через поисковые экспедиции. Большинство же музеев получает предметы в дар от ветеранов, – дополняет Елена Борисовна.

Из технологических вещей в музее есть информационный киоск и кинотеатр. Киоск сейчас активно наполняется полезной информацией, которую можно изучить на переменах. Ребята могут самостоятельно полистать, изучить историю корпуса, поисковых отрядов, посмотреть фотографии. Кинотеатр помогает музею и в форс-мажорных ситуациях – если внезапно отменяется урок, ребят можно привести в музей и показать фильм.

Особенно важное место в музее – композиция с вечным огнем.

– Мы очень долго и сложно планировали это место, очень долго не вырисовывалось, что будет здесь, кроме кинотеатра, – рассказывает Елена Борисовна. Нашим основным пожеланием было оставить землю и вечный огонь. Постепенно появилась фотография солдат, уходящих в бой. Их лиц не видно, потому что их было несчетное количество, многие из них остались неизвестными. После возникла тема журавлей, и уже в самом конце, когда мы начали монтировать, появилось панно с лицами солдат. Когда мы проводим экскурсии, подводим ребят сюда, они останавливаются, внимательно рассматривают, сосредоточившись, видят эти лица. Мы говорим, что только что закончился бой, земля переполнена огнем и кровью солдат, которые рота за ротой уходят в бой. Немногие из них вернутся, души погибших обращаются в белых журавлей, поднимаются в небо и оттуда наши великие воины смотрят на нас. В честь них мы зажигаем свечи (наши маленькие вечные огни), говорим о памяти, о том, что она в земле могил уральцев-добровольцев, в пробитой каске, гильзе, в букете трав с Бориловского поля, где корпус принял свой первый бой.

Оформление музея тоже заслуживает отдельного внимания: стены иллюстрированы фотографиями участников отряда, большим танком и картой, показывающей маршрут корпуса. Жалюзи украшены знаменитыми лозунгами военного времени.

Благодаря сочетанию различных форм взаимодействия, максимальному приближению ребят к событиям того времени через разнообразие экспонатов, музей создает цельное впечатление о войне. Рассматривая фотографии, примеряя нагрудник и глядя на белых журавлей, ты погружаешься в атмосферу войны, чувствуешь ее, осознаешь, хоть и не в полной мере, то, что пережили твои предки. Ты становишься ближе к истории, ближе к Родине. Ощущаешь себя частью чего-то великого, ценного, значимого.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

170