Меню
16+

Общественно-политическая газета «За большую Дегтярку»

16.04.2019 08:59 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск №14 от 11.04.2019 г. от 11.04.2019 г.

Встреча с первым космонавтом из Екатеринбурга

Как там, на МКС? О своей полугодовой экспедиции рассказал космнавт из Екатеринбурга Сергей Прокопьев

29 марта состоялось долгожданное событие: в этот день все желающие смогли пообщаться с первым космонавтом из Екатеринбурга — Сергеем Прокопьевым. Зал, где прошла встреча, был забит под завязку, желающие сидели на приставных стульях. Возраст, пришедших на встречу, колебался от 5 лет до 70+. Пришли школьники, кадеты, горожане средних лет с детьми всех возрастов, бывшие одноклассники и учителя космонавта, просто фанаты космонавтики. Сергея Прокопьева встретили бурными овациями. Встреча явно показала: число детей, мечтающих стать космонавтами, снова начало расти. Большинство вопросов из зала Сергею задали именно дети.

Встреча началась с обмена подарками и приветственными словами между космонавтом и представителями губернатора Свердловской области, главы Екатеринбурга и Екатеринбургского планетария. Сергей передал в музеи города флаги, которые он взял с собой в экспедицию на МКС, а на флаге Планетария расписались все члены экипажа, а также были поставлены бортовые печати, которые находятся только на международной космической станции!

Сергей Прокопьев совершил свой первый космический полет с 6 июня 2018 по 20 декабря 2018 в составе экипажа ТПК «Союз МС-09» на Международную космическую станцию и стал первым космонавтом из Екатеринбурга.

На вопрос из зала мечтает ли сын стать космонавтом, Сергей Прокопьев с обаятельной улыбкой, не оставляющей сомнения в огромной любви к сыну, сказал, что сын мечтает стать компьютерным гением. Сделал небольшую паузу и добавил: компьютерщики в космосе тоже нужны.

Директор школы и классный руководитель Сергея рассказали о годах его учебы в школе. Сергей и двое его друзей Рома и Кирюша всегда были главными помощниками и опорой классного руководителя. Любимым предметом в школе у будущего космонавта была физкультура, но так как у него был математический склад ума, то проблем с обучением в школе не было.

После просмотра фильма о работе в космосе Сергея Прокопьева, Сергей рассказал, что этот полет был неординарным. Во-первых, авария после взлета ракеты-носителя "Союз-ФГ", которая должна была доставить новый экипаж к МКС, во-вторых, обнаружение утечки воздуха на Международной космической станции. Причиной неполадок стала дыра в обшивке пристыкованного к МКС российского космического корабля «Союз».

– Мы поработали космическими детективами: собирали все улики, фотографировали все отверстия и следы от стружки. И потом второй выход в открытый космос был нужен, чтобы посмотреть на отверстие с другой стороны, там мы тоже взяли образцы и отправили на Землю. Сейчас специальная комиссия разбирается в причинах этого инцидента, но пока никаких выводов нет. Кстати, этот выход оказался вообще незапланированным, и я к нему готовился только в теории, без практики, что было достаточно сложно. Не всё гладко у нас прошло, но самое главное, что мы выполнили свою миссию. Как оказалось во время выхода, на той стороне корабля не за что было зацепиться и мы просто по ходу работ придумывали что-то. Как говорят лётчики, ушли с последней плиты, выполнили эту работу, и времени нам хватило впритык – как только мы вернулись на станцию и закрыли люки, датчики на скафандре показали, что литиевые патроны, которые удаляют углекислый газ, использованы. Но самое главное, мы выполнили все поставленные задачи. Это радует. Я думаю, всё руководство Роскосмоса с замиранием сердца следило за этим выходом.

Встреча состояла из вопросов и ответов. Она длилась более 3 часов. Дети — это самая активная, интересующаяся часть присутствующих.

— Когда вы вернулись на Землю, Вас встречали, как героев?

- Нет, нас не встречали, как-то по особенному. У всех бывают нештатные ситуации. У кого-то больше, у кого-то меньше. Но это наша работа. Мы ее любим. Когда мы брали образцы с обшивки корабля, было волнение, а что если не получится, если не выполним работу, то, что и как дальше. Для переноса оборудования и передвижения космонавта использовалась телескопическая стрела длиной 15 метров, я ею управлял, а Олег Кононенко висел прямо на ее конце. Представьте длинную удочку с человеком на конце. Было ощущение нереальности. Мне было жутковато смотреть, как Олег там висит. Надо было ничего не повредить. Мы все сделали.

- В интернете стала часто появляться информация, что в космосе нет звезд. Их видно только с Земли. И на фотографиях космонавтов, тоже звезд нет, только черное небо. Звезды есть в космосе?

— Да, звезды в космосе есть. Если кто-то видел звездное небо с Эльбруса, то из космоса почти так же, только их значительно больше. Созвездия просто теряются в том количестве звезд, которое видишь. А на фотографиях они отсутствуют, потому что нужна специальная настройка аппаратуры, а для этого часто нет времени.

- Какие есть приметы на МКС?

– Не стоит забывать на станции спальный мешок. Один космонавт однажды оставил свой, сказал, «а, в следующий раз заберу!». Но вышло так, что он больше не полетел. Поэтому считается, что чтобы вернуться в космос, лучше свой спальник забирать. Все вещи мы переносим в бытовой отсек, который при входе в атмосферу сгорает.

– Вы в прошлом военный летчик. Как вы общаетесь с иностранными космонавтами, среди которых тоже есть бывшие военные?

– Мы общаемся, дружим, ездим друг к другу в гости, в том числе и военные к военным. Никакого ощущения, что мы могли бы какими-то противниками, нет. Хотя я на бомбардировщике летал вдоль их границы, а их истребители старались наши самолеты перехватить. Для них перехватить наш Ту-160 – это практически подвиг, сразу медаль. Мне это было очень приятно услышать. Мы – профессионалы своего дела, а небо-то – оно одно. Нас очень многое связывает. Политика в наших разговорах звучит крайне редко. Мы знаем, что ничего не решим и не изменим, а только испортим отношения. Поэтому говорим о работе, о наших семьях. Все проблемы существуют только между нашими правительствами, а мы между собой всегда ладим.

– Вкусная ли у космонавтов еда?

– Да, но через два месяца своя русская еда приедается, хочется разнообразия, обменивались с другими членами экипажа. Они любят наш творог, каши. А у них стейки, как только что с плиты, котлеты, фрукты, очень похожие на свежие. Их грузовые корабли приходили к ним чаще, привозили свежие овощи, фрукты. А один раз Серина Ауньон-Чэнселлор вырастила в своей оранжерее салат. Половину мы заморозили и отправили на Землю для изучения, а вторую, нам сказали, можете съесть. Ничего вкуснее я не ел. Самый простой салат, но это была единственная зелень за полгода.

– Сколько платят космонавту?

– Зависит от опыта, от знаний. От 100 до 300 тысяч.

– Какое у вас образование?

– После свердловской школы № 64 поступил в Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков, оттуда уже пошел служить по отдаленным частям – на Дальнем Востоке, в Орске, в Казани… Потом заочно закончил Мичуринский государственный аграрный университет по специальности «бухучет и аудит». Три года учился, подумал, а вдруг потом когда-нибудь пригодится.

– Сколько весит ваш скафандр?

– У нас два вида скафандров. Белый – «Сокол», вы его видели на фотографиях, для нахождения в корабле, массой 10 кг. И желтый, «Орлан-МКС», для выхода в открытый космос, массой 120 кг. Но в невесомости это не чувствуется.

– Как вы чувствуете себя в невесомости?

– Легко. Можно полетать, достать до потолка, передвинуть очень тяжелый предмет, как будто ты Супермен. Еще в невесомости очень легко спится, ничего не затекает. Достаточно 6 часов для полного восстановления сил. Наоборот, когда возвращаешься на Землю – первые дни даже положить ногу на ногу тяжело, думаешь, как же я раньше жил?

– Как проводят досуг на МКС?

– По субботам мы часто смотрели кино, выбирали его по очереди – один раз мы, другой раз – коллеги. Наши русские фильмы все с субтитрами на английском языке, что б наши коллеги все понимали. Они конечно понимают русский язык, но субтитры лучше. Кроме того, у нас там были две гитары, могли и поиграть, и песни попеть – и по-русски, и по-английски. Отмечали хэллоуин всем экипажем.

– Есть ли на космических кораблях ядерные и ионные двигатели?

– Ядерных двигателей однозначно нет. Есть договоренность не использовать их, пока технологии не станут более совершенными. А вот ионные – да, у них большое будущее. Лет через десять кораблей с такими двигателями могут появиться.

– Заменят ли со временем космонавтов роботы?

– Человек всегда сможет увидеть то, чего не увидит ни один робот. Поэтому я уверен, что роботы космонавтов не заменят, но жизнь облегчат.

– Есть ли жизнь в других галактиках?

– Галактик очень много, уже сейчас известно более миллиарда. И рано или поздно мы обнаружим жизнь на других планетах. Думаю, это будет уже не при нашей жизни, уровень развития технологий пока не тот. Но я более чем уверен, что где-то жизнь есть.

– На МКС вам пришлось в замкнутом пространстве находиться полгода с двумя людьми. Не тяжело?

– Психологи специально готовят нас, отбирают тех, кто может выдержать. Врачи даже могут запретить космонавту лететь, если это не так. Но вообще-то станция очень большая, при желании можно неделю друг друга не видеть. Тем более иностранцы на своем секторе работают, мы на своем. Отдельная каюта также есть у каждого. Там можно закрыться, кино посмотреть, посидеть за компьютером, пообщаться с семьей.

– Какие опыты вам приходилось ставить на МКС?

– Один из самых интересных экспериментов – с фотобиореактором, в котором выращивалась водоросль спирулина. У этого начинания очень большое будущее. В дальних полетах принцип возобновления кислорода на станции может быть осуществлен за счет таких «ферм» с водорослями. Кроме того, их можно есть. Также у нас на МКС был 3D-биопринтер. В будущем на нем можно будет печатать человеческие органы. В этот раз были получены живые ткани щитовидной железы летучей мыши, сейчас их изучают, сравнивают с образцами, созданными на Земле. Получены неплохие результаты. В июле на МКС полетит грузовой корабль, там уже будут другие образцы. Еще я запустил четыре спутника в открытый космос, толкнул, как дротики в дартс. Кстати, два из них были сделаны учениками центра «Сириус» в Сочи.

– Каким вы видите свое будущее?

– Как говорится, расскажи о своих планах и насмеши бога. Будущее МКС продолжится, даже если она изменит свое название. Если мы хотим достичь Луны или Марса, то будущее – только за международным сотрудничеством. О своих мечтах я бы не хотел говорить, боюсь сглазить, но они связаны с космосом.

Сергей Прокопьев рассказал, что после полета в космос он хотел бы посетить Камчатку, Новую Зеландию, что в космосе есть обрезанный интернет (можно только просматривать страницы, а обратной связи нет), что разрабатываются технологии об уборке космического мусора, как будет летать дрон в космосе, что на физические упражнения в космосе отводится по 2,5 часа каждый день.