Меню
16+

Общественно-политическая газета «За большую Дегтярку»

25.07.2019 15:16 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск №28 от 25.07.2019 г. от 25.07.2019 г.

ЗАЧЕМ РИЧАРД НИКСОН ПРИЕЗЖАЛ В ДЕГТЯРСК

Листаем страницы истории нашего города

    В июле 1959 года СССР с рабочим визитом посетил наш город вице-президент Соединенных Штатов Америки Ричард Никсон. Он приезжал договариваться о планируемой поездке в нашу страну тогдашнего президента США Дуайта Эйзенхауэра. Этот приезд был отмечен, как важное историческое событие в отношениях двух государств.

    В ходе визита вице-президент открывал Американскую промышленную выставку в московском парке «Сокольники», ездил в Новосибирск, где осмотрел строительство будущего Академгородка. На Урале Никсон побывал на строительной площадке Белоярской АЭС, прошел по цехам гиганта «Уралмашзавода» в Свердловске и Новотрубного завода в Первоуральске.

    Почему небольшой уральский город Дегтярск был включен в программу поездки вице-президента США Р.Никсона по известным в СССР и мире городам, стройкам, предприятиям, и чем он был примечателен?

    А примечателен город был тем, что в нем работал мощный рудник, имевший уже тогда интересную полувековую историю и начавший с послевоенных лет одним из первых горнодобывающих предприятий цветной металлургии СССР внедрение в производство достижений технического прогресса. В городе и на руднике было, что посмотреть и показать иностранным гостям.

    Дегтярский рудник в 50-х годах прошлого века давал стране половину уральской медной руды, добываемой подземным способом, и был известен в отрасли, как полигон для испытания новых горных технологий, машин, механизмов, оборудования, материалов. Рудник в соответствии с требованиями времени также принял и осуществлял программу внедрения в горное производство автоматических систем управления. Согласно программе под управление автоматических устройств и приборов передавались участки производства, производственные процессы, отдельные важные операции. Уже работали под контролем автоматики шахтный водоотлив, скиповой и клетьевой подъемы, подземные электрические подстанции, управление рудничной атмосферой, компрессорные установки, снабжающие сжатым воздухом горные машины и механизмы, терриконные станции, система центральной блокировки (СЦБ) на внутришахтном транспорте, «электровоз без машиниста».

    Все управление производственными процессами под землей и на шахтной поверхности осуществлялось с диспетчерского пульта. На Дегтярском руднике впервые в отрасли появилось промышленное телевидение. Мониторы с телекамер, установленных на приемных площадках подземных горизонтов, показывали диспетчеру шахты выдачу и прием грузов, крепежного леса, оборудования, посадку и высадку людей из подъемной клети, другие операции. Работала автоматическая телефонная, громкоговорящая и высокочастотная связь с приемными площадками, с экскаваторами на погрузке руды в железнодорожный транспорт, с подземными участками и службами, машинистами электровозов под землей, другими участками. На руднике появился цех автоматизации и механизации, на шахтах образованы специальные подземные участки для испытания и внедрения новой техники. Появились новые профессии рабочих и техников для обслуживания средств автоматики, создаваемых на предприятии или получаемых с заводов-изготовителей. На руднике проводились школы, научно-технические конференции по изучению опыта автоматизации и диспетчеризации производственных процессов в подземных условиях, в которых участвовали специалисты шахт и рудников, сотрудники научных институтов, преподаватели и студенты учебных заведений.

     В результате проведенной работы улучшились условия труда работников под землей, повысилась производительность труда, сократилась численность работников, занятых непроизводительным трудом в обслуживании производственных процессов. В отрасли не было ни одного подземного рудника, на котором не было внедрено что-либо из комплекса средств, разработанных в ходе автоматизации и диспетчеризации Дегтярского рудника. Такой вывод был сделан специалистами и учеными при подведении итогов этой работы. Достижения по внедрению технического прогресса привлекали на рудник специалистов, многочисленных гостей и представительные делегации, отечественные и зарубежные. В истории рудника делегация во главе с вице-президентом США Ричардом Никсоном, в которую кроме дипломатов и журналистов входили также промышленники и бизнесмены, осталась наиболее известной.

    С развитием рудника развивался и строился город Дегтярск. В 1959 году в нем проживало более 27 тысяч жителей. На руднике работало более 4 тысяч человек, в том числе на строительстве города и ремонте жилфонда было задействовано до трех сотен человек. Достраивалась восточная сторона улицы Калинина, а на западной ее стороне не было еще многоквартирных домов с №58 по №66, на улицах Головина, Димитрова, Циолковского, Шевченко –ни одного. Не возводились еще жилые дома на ул. Высоковольтной, и она не называлась еще улицей Уральских Танкистов. Не существовало улицы Гагарина и стадиона, а был сплошной массив бараков, построенных в предвоенные, военные и послевоенные годы и требующих сноса. Находились в старом деревянном здании городской совет депутатов, исполком, милиция, городские организации. Для будущего городского Вязовского пруда только готовилась проектная документация. На Северской Дегтярке на улицах Ревдинской, Советской, Кунгурской, Озерной и других стояли дома и бараки, построенные при английской концессии в 20-х годах. Требовали ремонта и благоустройства дома Старого соцгорода, улиц Куйбышева, Литвинова, а некоторые улицы города — асфальтирования. Дорога, по которой американская делегация приехала в Дегтярск из Первоуральска, была булыжная, а дорога от Полевского тракта через Кунгурку — грунтовая и пыльная.

    Но по-современному выглядел уже тогда центр города – площадь Ленина, улица Калинина и улицы, к ним прилегающие: асфальтированные, с тротуарами, чистые, с саженцами яблонь, кленов, берез, лип, тополей, подстриженными кустами акации, цветниками и газонами. А вечером и ночью центральная улица уютно освещалась лампами дневного света, неоновыми огнями названий магазинов, столовых, учреждений... Областной город позавидует!

    Кортеж из десятков автомобилей заехал в Дегтярск со стороны Ревды через Стахановский поселок и проехал по улице Калинина до здания управления рудника. Народ знал о приезде американской делегации на рудник, что она едет из Первоуральска, на улицах, как вспоминают старожилы, правда, без плакатов и транспарантов дегтярцы приветствовали проезжающие машины и людей в них.

    Программу пребывания в Дегтярске Р.Никсон начал со спуска на рабочий горизонт 310 метра шахты Капитальной №2. Членов делегации в шахту сопровождали директор рудника К.И.Катая, главный энергетик Н.Е.Инденбаум, начальник производственно-технического отдела С.Ф.Алешин, другие специалисты предприятия, дававшие пояснения по ходу маршрута, а также представители отрасли, Среднеуральского совнархоза и Свердловской области.

    Гостей провели по рудничному двору горизонта, по большой камере «опрокида», в которой разгружались в шахтные бункеры железнодорожные составы шахтных вагонов с отбитой рудой. По прямой, как стрела, главной выработке горизонта — квершлагу делегацию привели в забой бригады, где работали проходчики Гарайша Абубакиров и Александр Шалыгин. О чем говорили горняки с важным гостем после обоюдных приветствий, остались их устные и письменные воспоминания, сообщения корреспондентов газет, журналов, фоторепортажи. Они — о работе, быте, политике, отношениях стран... Многочисленные фото можно найти на страницах интернета.

    В декабре 1959 года Р.Никсон напечатал в американском журнале “National Geographic” статью «Россия, какой я ее видел». Перевод ее на русский язык можно встретить на страницах интернета. В ней он пишет: «…Когда мы достигли медного рудника в Дегтярске, я обнаружил подготовленную рабочую одежду, шахтерские каски и лампы, и очутился на глубине 800 футов в шахте, а там говорил с двумя шахтерами о проблемах управления атомными испытаниями и введении всеобщего запрета на такого рода тестирование. Один из шахтеров очень серьезно поставил этот вопрос передо мной: «Вы говорите, не хотите войны, но почему тогда Вы продолжаете атомные испытания, почему не остановите их?»

   «Это лучшее место в мире для Вас, чтобы задать мне этот вопрос! — ответил я. — То , что мы в Америке заинтересованы не просто в соглашении, а в том, чтобы остановить эти тесты, но соглашение не может работать, пока обе стороны не будут его придерживаться. Знаете ли вы, что испытания в настоящее время могут быть проведены под землей, насколько ниже поверхности — как мы прямо сейчас, и которые не могут быть обнаружены, если у вас нет инспекторов прямо на месте? Вот почему мы настаиваем на инспекционной системе, что дает нам обоим уверенность, что любое соглашение, которое мы заключим, жизнеспособно!» Я думаю, что этот аргумент, в такой четко выраженной форме, он никогда не слышал, действительно попал по адресу. В любом случае я был под впечатлением такого серьезного подхода горняков к этим проблемам».

    Имени горняка гость не называет, возможно, забыл или не записали помощники. Что касается испытаний атомных взрывов под землей (тестирования, как говорит Никсон), то они уже тогда были проведены в мире неоднократно и первыми сделаны в США. Об этом горняки тоже знали.

     Приехавшая в Дегтярск с вице – президентом его супруга Пэт Никсон, пока он посещал шахту, гостила в горняцкой многодетной семье Калягиных в сопровождении сотрудника многотиражной газеты Т.М.Россошных. В своей статье Никсон упоминает о посещении жены семьи шахтера, где «для нее пела госпожа Валя Калягина», а аккомпанировал на аккордеоне ее муж. Пели они популярную песню «Подмосковные вечера», вспоминали и другие. В семье горняка было тогда трое детей. Глава семьи Анатолий Михайлович Калягин работал бригадиром забойщиков на шахте Капитальная №1, уволился с рудника в начале 60-х годов по профессиональному заболеванию, семья выехала из города. Прошло много лет, в доме, где жили Калягины, еще немного помнят эту семью и далекое посещение ее американской гостьей. Была ли П.Никсон и сопровождающие ее лица в других дегтярских семьях — данных нет.

    Под землей Р.Никсон и члены делегации посетили также подземный здравпункт, камеру ожидания у ствола шахты, газоубежище и главное — рабочие места диспетчера шахты и оператора подземного транспорта под землей. Здесь специалисты дали гостям исчерпывающие ответы на заданные им вопросы по управлению производственным процессом в шахте.

    В поверхностном комплексе рудника гостей ознакомили и помыли после выезда из шахты в перестроенном и обновленном душевом комбинате, с фотарием и комнатой психологической разгрузки. Все горняки шахты имели персональные шкафчики для обычной и рабочей одежды, которая стиралась и ремонтировалась регулярно. Понравилась гостям рабочая столовая шахты, одна из лучших в городе.

    После экскурсии была проведена небольшая конференция с гостями и принимающей стороной. После обеда в ресторане делегация отбыла по маршруту. Машины при движении останавливались, горожане и гости приветствовали друг друга.

    Менее чем через год дегтярцы познакомились после первомайской демонстрации с другим американцем, летчиком — шпионом Гарри Пауэрсом, сбитым над Уралом ракетами ПВО. В зону действия ракет тогда попал и погиб летчик-истребитель Сергей Сафронов, поднявшийся на перехват нарушителя, героически предотвративший падение своего поврежденного самолета на жилые кварталы Дегтярска.

    В 1969 году Р.Никсон был избран 37–м президентом США. В период президентства, как сказано в энциклопедиях и справочниках, он закончил затяжную войну США во Вьетнаме, наладил отношения с Китаем, начал процесс снижения напряженности между СССР и США, приезжал в нашу страну неоднократно. Р. Никсон — первый и единственный американский президент, ушедший добровольно в отставку в 1974 году до окончания срока.

   Горняк Г.Д.Абубакиров, который в проходческом забое разговаривал с будущим президентом США Р.Никсоном, добился больших успехов в проходке подземных горных выработок, в 1971 году стал Героем Социалистического Труда СССР.

    В Дегтярске приезд Ричарда Никсона помнили, пока он был президентом США, заявлял о себе государственными делами и бывал в СССР. Постепенно забыли, менялись поколения, самое старшее помнит его. Приезд Р.Никсона в Дегтярск в 1959 году расширил известность города Дегтярска в регионе, стране, даже за рубежом.

   С известностью позже пришли разные мифы, выдумки, домыслы, даже легенды. Писать и рассказывать о том, зачем Никсон приезжал в Дегтярск, стали в 90-х и в начале двухтысячных. В разных публикациях, комментариях в интернете, печатных изданиях его приезд в Дегтярск в 1959 году начали связывать с английской горной компанией «Лена Голдфилдс Лтд», в концессии которой Дегтярский рудник находился в 1925-1930 гг. Но самой главной «уткой» до этого была легенда о рождении Ричарда Никсона на дегтярской земле в 1913 году. На самом деле, что тут делали его родители в это время, если рудника еще не было?

Существуют версии на тему пребывания Никсона в Дегтярке в 20-х годах, которые раскиданы или собраны на страницах интернета. Согласно им американский мальчик из Калифорнии Ричи Никсон в 12-летнем возрасте приезжал в «глухой» поселок Дегтярку к папе, к дяде, к дедушке (по-разному) на лето, где верховодил среди местных ребят, «гонял футбол и кошек». Ссылались сочинители на безымянных старожилов горняцкого поселка, которых никто не видел, но «помнивших» «рыжеволосого мальчугана». Была еще версия о родителях Ричи, которые приехали из США в годы кризиса («Великой депрессии») заработать денег и прихватили сына, а у Никсонов было их четверо. Потом Ричи в интернете «подрос» до 17–летнего возраста и в Дегтярку уже «приезжал» самостоятельно заработать на добыче руды, «богатой золотом». Когда Р.Никсон в 1959 году приезжал в СССР, очевидцы на экранах телевизоров «узнавали» в нем его «папу», якобы работавшего на руднике при концессии, а одна дама даже с ним танцевала в 20-х. В интернете и некоторых печатных изданиях можно встретить и другие «свидетельства» пребывания Р.Никсона ребенком в Дегтярске в 20-х годах прошлого века, которые ничего не доказывают.

Что интересно, сам гость, приехав в 1959 году в Дегтярск, не изъявлял желания и не просил принимавших его лиц проводить или привезти его на памятные ему места и уголки детства. Об этом не пишет ни один сочинитель или комментатор.

В 90-х издательством МГУ им. М.В.Ломоносова выпущена книга «Записки горняка». Автор ее – бывший директор Дегтярского медного рудника в 1958-1964 годах К.И.Катая. Во время приезда Р.Никсона в Дегтярск он сопровождал его в шахту и по городу. Однако в книге нет сведений, что гость обращался к хозяевам с подобными пожеланиями.

60 лет назад в нашу страну приезжал известный руководитель мировой державы, с которой у нас были разногласия по многим вопросам. Многие из них были трудно, но устранены, но многие продолжают сохраняться и сегодня, более того, усложняться.

В Дегтярск Никсон в 1959 году приезжал не потому, что его сюда вели воспоминания детства, приезжал как политик, как государственный деятель. Поэтому он с горняками вел диалог, как политик, заявляя, что атомные испытания надо прекратить и создать международную инспекционную систему для контроля за ними. Это понимали горняки, задавшие ему вопрос на волнующую тогда особенно тему об атомных испытаниях, которые проводились во всех средах, в том числе и под землей.

В вышедшей в 2010 году книге «Дегтярск. Город у Лабаз-камня» авторы относят приезд Р.Никсона в Дегтярск в 1959 году к особым страницам истории города, куда вписаны важные для его жителей и последующих поколений события прошлого. Знать надо свою историю и тех, кто ее делал, чтобы продолжить ее.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

624