Меню
16+

Общественно-политическая газета «За большую Дегтярку»

04.09.2020 11:51 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В неволе у победителей

После окончания войны началось восстановление народного хозяйства. И наш поселок не исключение. Именно после войны началось активное строительство, в котором участвовали иностранные военнопленные Второй мировой войны, как говорят «самые богатые люди Европы».

На территории Дегтярки в разное время существовало два лагеря. После массовой репатриации военных преступников собрали в особорежимный лагерь № 476, управление им находилось в поселке Нижнеиссетском. Указанный лагерь был одним из крупнейших в СССР, в нем находилась добрая половина военнопленных и интернированных граждан со всего СССР! К началу ноября 1947 года в тресте «Дегтярмедьруда» работали 2026 военнопленных.

По данным В.Мотревича, в этом лагере содержались на начало 1953 года не только немцы, но и граждане Австрии, Бельгии, Венгрии, Голландии, Испании, Италии, Люксембурга, Польши, Румынии, Финляндии, Югославии, Китая, Кореи и других стран.

Примерно четверть заключенных были офицерами. Уральский лагерь "приютил" тех, кто был близок к фюреру и даже знал его лично. От списка должностей и званий просто дух захватывает! Адъютант Гитлера майор Гюнше, сын Крупа. Это и адъютант Кейтеля, полковник Ганзе, начальник отдела «Е» 4 управления СД, руководитель германской разведки на Балканах и в Италии полковник Херман, начальник главного управления военной разведки ОКВ полковник Зюскинд-Швенди. Список тех, кто строил на Урале заводы, впечатляет. Продолжу его. На Урале были адъютант Гесса, приемный сын рейхсфюрера СС Гиммлера, племянник фон-Папена, сын казненного в Нюрнберге Зейс-Инкварта…

К слову, об адъютанте Гитлера, майоре Гюнше тоже есть, что сказать. Это тот самый майор, что выносил из Рейхсканцелярии тела Гитлера и Евы Браун. Затем с шофером облил бензином, чтобы сжечь тела. Это я ссылаюсь на последние данные генерал-полковника Леонида Ивашова, военного эксперта, президента академии геополитки. Он написал: «В одном из июльских номеров газеты «Аргументы и факты» 2020 года, есть данные, что Гюнше сжигал тело двойника Гитлера». Возникает вопрос, знал ли дегтярский сиделец Гюнше о двойнике? Об этом генерал Ивашов не упоминал. Может, адъютант Гитлера и не знал о подмене, кто знает? А может, знал и строил свои планы на будущее. Время для этого было, когда он с генералами и полковниками строил четную сторону жилых домов по улице Калинина в Дегтярске, гостиницу, кафе, Дворец Культуры... Как рассказывал мне полковник милиции Шевцов, сопровождавший всех помилованных Хрущевым преступников в Германию: «На каждой станции собирался народ, играли духовые оркестры. На многотысячных митингах выступали крупные чины ФРГ. Военных преступников, руки которых по локоть в крови – встречали как героев. Развозили их по домам на легковых автомобилях. За все время нахождения в плену все денежное довольствие переводилось на личные счета немцев». Где-то среди них затерялись упомянутые в этой статье фашисты эссовцы. А майор Гюнше вполне мог махануть в Латинскую Америку, к Гитлеру, которого судя по слухам, якобы видели в тех краях.

В 1953 году в Дегтярском лаготделении была выявлена группа высокопоставленных офицеров Вермахта. Готовился побег. В составе группы оказалась верхушка спецконтингента: два полковника, бывшие руководители разведок, адъютант Гитлера майор Гюнше, камердинер фюрера и другие немецкие офицеры. Побег хотели повершить первого мая, в расчете на то, что в праздник бдительность охраны уменьшится.

Из двух бараков немцы сделали подкопы, выходившие за колючую проволоку. Руководили побегом опытные разведчики, имеющие многолетний опыт работы за рубежом, так что планы были продуманы очень хорошо.

Заранее определили тайные места, где можно временно спрятаться. Далее планировалось перебраться в Казахстан. Там с помощью немцев-переселенцев раздобыть поддельные документы и махнуть за границу. Одним из заговорщиков был полковник Херман, начальник отдела "Е" VI управления СД, руководитель германской разведки на Балканах и в Италии. Вероятнее всего, агентура у них присутствовала и в Казахстане, и в соседних государствах. На "авось" такие зубры никогда не полагаются. Операцию, по замыслу разработчиков, должен был возглавить бывший командир авиадивизии ночных истребителей Хартман, прославленный в Германии, имевший больше наград, чем наш Покрышкин (это данные Михаила Егорова, работавшего в областном отделе военнопленных и интернированных).

Ранее, собирая материалы о летчике, в немецкой прессе я обнаружил публикацию, где указывалось (со слов самого Хартмана), что одно время он сидел в Асбесте, потом его перевели в Свердловск. Вполне вероятно, что он был в Дегтярске и речь идет именно о нем. Тот факт, что группа собиралась отсидеться в Дегтярске, говорит о том, что и здесь у нее были сообщники.

Эрих Хартман – ас-истребитель, был награжден Рыцарским крестом, Дубовыми листьями, Бриллиантами, Высшими наградами 3-его Рейха. Он был примером для подражания, кумиром тех времен для всей Германии. Его называли Белокурым рыцарем. На его счету было 352 сбитых самолета. Позже многие участники той войны в небе признают его лучшим асом Второй мировой войны. Его прототип можно увидеть в фильмах: «В бой идут одни старики», «Бубновые тузы». Войну он закончил 23-летним пацаном. Когда в 1953 году Эриха в отправили в Дегтярск, история о его мятежах в Новочеркасске стала легендой. В Дегтярске в лагере ему был оказан самый теплый прием со стороны пленных. Есть все основания полагать, что одним из главных организаторов побега высокопоставленных офицеров Вермахта из лагеря 476 был именно Эрих Хартман – любимчик фюрера. Собирая материалы о лагере №476, еще в начале 2000 года, я разыскал служившего в охране пленных немцев Николая Иванова, проживающего в Дегтярске. Бывший сержант подтвердил, что в лагере был какой-то большой чин из летчиков, но фамилии он не знал. На 1 июля 1953 года в лагере находилось 7170 интернированных. Этот лагерь имел несколько отделений, в том числе в Асбесте, Дегтярске и Ревде. Думаю, история о любимчике фюрера Хартмане, вполне правдоподобна, в отличие от мифа, что в Дегтярске сидел фашист, казнивший Зою Космодемьянскую. Это я к тому, что старожилы вспоминали, что один из пленных фашистов принимал участие в расстреле Зои. И вроде бы его заставляли в лагере носить табличку: «Я убил Зою». Об этом я тоже спрашивал Николая Иванова. Он не подтвердил. Значит, перед нами явный миф.

И еще об одной легенде, связанной с лагерем военнопленных. Якобы в первой половине 50-х годов прошлого века некий шофер на грузовике специально врезался в колонну с военнопленными немцами. Однако мне не удалось найти подтверждения этой легенде.

Еще один миф витает вокруг лагеря. Будто главным командиром над немецкими военнопленными был герой Советского Союза Степан Неустроев. Да, именно тот, что водрузил красное знамя над Рейхстагом. Незадолго до своей кончины полковник милиции Борис Семенович Шевцов из Ревды в беседе со мной развеял и этот миф. Речь идет, оказывается, об однофамильце героя, служившего в охране лагеря, которого позже перевели на север.

ДОСЬЕ

Борис Семенович Шевцов, участник Великой Отечественной войны. Начал воевать рядовым. Затем окончил танковое училище. Закончил войну лейтенантом. Дважды был тяжело ранен. Имеет ряд правительственных наград. После войны служил в войсках НКВД. Был оперативным работником в ряде лагерей для военнопленных Свердловской области. В Ревдинском лагере служил с декабря 1950 по 56 год, то есть до полной ликвидации этого лагеря. Борис Семенович окончил Свердловский юридический институт. Последняя должность в ревдинском лагере – оперативный работник. Воинское звание — старший лейтенант. Полковник МВД в отставке, проживал в Ревде. Супруга Мария Григорьевна работала в том же лагере переводчиком. Старший лейтенант Шевцов сопровождал эшелон с немецкими военнопленными в Германию.

Однажды мне попалась книга ревдинского автора А.А.Оказаньева, изданная в 1994 году в Свердловске издательством «Кедр», в которой он рассказывал о дегтярском Неустроеве: «Неустроев, к сожалению, часто срывался, слишком жестко расправлялся с неугодными эссовцами». Тогда мне стало понятно, откуда появился этот миф про Неустроева.

И последняя легенда Дегтярска, имеющая отношение к военнопленным. О ней мне поведал в свое время почетный гражданин города А.В.Распутин. В 50-х годах прошлого столетья он был инструктором по спорту Дегтярского рудника. В 1956 году было решено провести в городе необычный футбольный матч с собирающимися на родину военнопленными. Так вот, первым помощником у молодого выпускника спортивного ВУЗа стал бывший фронтовой разведчик Николай Яковлевич Эсаулов. Формируя сборную города, Эсаулов ставил задачу команде чисто политическую: только победа – иного не дано. И сражение состоялось! Да, именно сражение!

Этот исторический для города матч старожилы помнят до сих пор. На стареньком стадионе собралось больше 5000 жителей (это только на трибунах!). Все крыши окрестных домов и даже деревья были заполнены болельщиками. Птицы срывались с мест от многотысячного рева трибун. Наверное, с такой поддержкой проиграть невозможно. Самое главное кому – фашистам! Напомню, в Дегтярске лагерь военнопленных был не простой. Здесь содержались военные преступники, привезенные со всего Союза. А.В.Распутин вспоминает: «Мы выиграли со счетом 2:1, и стадион просто взорвался. Немцы играли здорово. В технике, если честно, они нас превосходили. Ведь в лагере у них был свой стадион, и они занимались спортом. Мы же взяли своей физической подготовке, а главное – волей к победе».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

120