Меню
16+

Общественно-политическая газета «За большую Дегтярку»

18.03.2020 08:54 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Поездка туристического клуба «Форпост» в музей

На этой неделе старший состав туристического клуба «Форпост» при МКУ «Физкультурн-оздоровительный комплекс» под руководством Вяловой Ирины Дмитриевны совершил небольшое путешествие в летающее прошлое Ботанического района города Екатеринбурга.

Среди высотных зданий, заполонивших район, спряталось небольшое двухэтажное строение бывшего аэровокзала Уктусского аэропорта, что расположен на Белинского, 246. В отличие от окружения, построено оно было еще в 30-х годах прошлого века. Сам аэропорт давно перенесли в Арамиль, но здание аэровокзала осталось практически в первозданном виде. Последним здесь размещалось Уральское управление воздушного транспорта.

Именно отсюда летали кукурузники по всей области. Самолеты садились и взлетали с Уктуса почти полвека.

В 1923 году аэродром возле Уктусского тракта принял первый самолет, а Уральская гражданская авиация началась с прибывших в марте 1924 года трёх «Юнкерсов», каждый из которых мог вместить лишь четырех пассажиров. Они возили высокопоставленных чиновников до Нижнего Тагила, Ирбита, Серова, Ивделя, Красноуфимска, в Тюмень.

В 1929 году через Уктус была запущена первая линия почтовых самолетов Москва — Свердловск — Иркутск длиной 4 тыс. 682 километра. На тот момент она была самой протяженной в мире. Фактически екатеринбургский аэродром, выступая звеном между западной и восточной частями страны, имел важное государственное значение.

Здание аэропорта, на которое пока ещё может полюбоваться любой желающий, было решено построить в 1934 году. Однако завершено строительство было лишь в 1937-м. В 1978 году летом самолетами Ан-2 ежедневно совершались 55 рейсов в 33 аэропорта Свердловской области, специальные рейсы для организаций обслуживали вертолеты Ми-2 и Ми-8. В 1984 году был построен, а в 1985 году официально запущен новый аэровокзал в Арамиле, на месте старого аэродрома в 1990-х годах построили жилой район Ботанический. Там, где находятся «Дирижабль» и улица Щварца, раньше была взлетно-посадочная полоса.

Здание аэровокзала аэропорта Уктус является прекрасным образцом архитектуры эпохи конструктивизма, памятников которой в нашей стране осталось совсем немного. В основу архитектурного оформления здания положены четкие, простые линии. Центральную часть здания занимал вестибюль, окруженный стильными колоннами, и ресторан со столовой для летного состава. На первом этаже размещались управление связью, радио и метеорологическая служба, контора аэропорта, кабинет врача, приемная, комната инструктажа летного состава. На втором — гостиница для пассажиров, кабинет начальника аэропорта, комнаты отдыха пилотов, ванные, душевые. От былого великолепия остался холл с облупившимися стенами и отлично сохранившимися колоннами; в его углу притаились старые советские шкафы, уныло поблескивающие пыльными стеклами. Плафоны обрамляют стильную лепнину потолка…

Со всем этим великолепием диссонирует холод, пробирающий до костей. Совсем недавно здание было живым. Кое-где даже сохранились заводские маркировочные ленты на стеклопакетах. Сейчас единственные обитатели аэропорта — это охранник и замечательная рыжая кошка, с любопытством разглядывающая гостей и показывающая им опустевшие владения.

Ещё можно успеть посмотреть на живую историю авиастроения на Урале, пока её не стерли с лица земли в угоду очередному торговому центру или автовокзалу, так как Управление госохраны ОКН не увидели в архитектуре здания аэровокзала никаких интересных элементов.

Неравнодушные люди пытаются добиться признания осколка ушедшей эпохи объектом исторической ценности и создать на его основе музей истории развития гражданской авиации на Урале, при том что здание аэровокзала аэропорта Уктус, вероятно, является единственным в России сохранившимся в неизменном виде, построенным по индивидуальному проекту, довоенным аэровокзалом. Пожелаем энтузиастам успеха.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3