Меню
16+

Общественно-политическая газета «За большую Дегтярку»

30.04.2020 09:05 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 30.04.2020 г.

В жизни города есть место подвигу

1 мая вся страна отмечает праздник, в этот день в Дегтярске Свердловской области вспоминают летчика Сергея Сафронова, который в 1960 году погиб при инциденте с американским летчиком-шпионом Пауэрсом.

      1 мая вся страна отмечает праздник, в этот день в Дегтярске Свердловской области вспоминают летчика Сергея Сафронова, который в 1960 году погиб при инциденте с американским летчиком-шпионом Пауэрсом. В самолет Сафронова попала своя же ракета, но летчик не стал катапультироваться, уводя горящий самолет от города. Информация об этом долгое время (до распада СССР) была засекреченной, но дегтярцы всегда помнили о подвиге пилота, называя его «наш летчик». В память о Сафронове в Дегтярске ежегодно проходил митинг, на который из разных городов съезжались бывшие летчики и ракетчики. В этом году, когда из-за пандемии запрещены все массовые мероприятия, вспомним о герое, спасшем наш город, наших родных и близких…

      1 мая 1960 года. Москва, Красная площадь. На трибуне – члены Президиума ЦК КПСС, Н.С.Хрущев. К стоящему у микрофона Никите Сергеевичу пробирается какой-то человек, что-то шепчет ему на ухо. Стоящие рядом вздрагивают от фразы: «Уничтожить любой ценой!».

      Это сегодня мы уже достаточно знаем о том беспрецедентном событии. А первое время у всех на слуху была только фамилия американского летчика-шпиона Пауэрса, вторгшегося в воздушное пространство нашей страны и сбитого ракетой класса «Земля-Воздух» под Свердловском.

      Как известно, Пауэрсу удалось катапультироваться и он остался жив, приземлившись у села Косулино. Трагедия же заключалась в том, что ракетным дивизионом под командованием майора Воронова было выпущено несколько ракет, и, кроме нарушителя, была поражена еще одна воздушная цель – советский военный истребитель МИГ-19, пилотируемый старшим лейтенантом Сергеем Сафроновым, но об этом узнали лишь спустя десятилетия.

      Как такое могло случиться? Есть информация из материалов комиссии минобороны СССР, расследовавшей обстоятельства того случая, а также от многих людей, в том числе от бывшего начальника особого отдела Свердловского гарнизона, ныне полковника в отставке Ивана Жаглина, заслуженного военного летчика Гертруда Пастухова, генерала-майора авиации в отставке Юрия Судакова, председателя Дегтярского клуба «Рокада» Елены Соловьевой, а также очевидцев гибели Сафронова. И вот какая картина: маршрут самолета-шпиона пролегал в основном вдали от расположения наших зенитных ракетных комплексов. К тому же летел он на высоте 20 километров.

      Службы ПВО его просто «проворонили», потому и долетел он до Урала без препятствий, а когда обнаружили, вся система ПВО страны была приведена в высшую степень боевой готовности. Поступила команда атаковать нарушителя всеми дежурными средствами.

      По сигналу «ковер» все находящиеся в районе перехвата воздушные суда вынуждены были сесть на ближайшие аэродромы. А из Перми подняты два МИГа-19, за штурвалами которых находились капитан Борис Айвазян и старший лейтенант Сергей Сафронов.

      Во время дозаправки в Свердловске капитан Айвазян услышал по рации приказ, поступивший пилоту СУ-9 Игорю Ментюкову, перегонявшему свою крылатую машину после ремонта с завода и волею случая оказавшемуся в зоне нахождения самолета-шпиона: «Таранить нарушителя». Абсолютно никакого вооружения на борту самолета Игоря установлено не было. Но высоты 20 км в то время мог достичь только один тип наших истребителей — СУ-9. Отсюда приказ — «таранить».

      «Вас понял. Позаботьтесь о семье и матери», – коротко ответил Ментюков. И Айвазян подумал: «Игорь обречен».

      Однако погибнуть Ментюкову в тот злополучный день, видимо, суждено не было. Локаторщики не сумели вывести его на цель и, израсходовав горючее, летчик вынужден был приземлиться. Вместо него по приказу в небо поднялась уже знакомая нам пара МИГов.

      Получили приказ сбить нарушителя и ракетчики. Приказ был вполне обоснован: МИГи просто не достали бы У-2 на такой высоте.

      В уральском небе разыгралась настоящая трагедия. Фрагменты сбитого первой же ракетой У-2 локаторщики приняли за «пассивные помехи нарушителя», а МИГ-19, пилотируемый Сафроновым, за цель.

      «Нашего летчика сбили в результате неумелого взаимодействия войск», — вспоминает И.П.Жаглин, принимавший непосредственное участие в задержании Пауэрса и доставке его в Москву, а затем в расследовании обстоятельств гибели Сафронова. Командовал всем генерал – лейтенант Вовк. Ему докладывали: «Видим движущуюся цель…. Цель продолжает движение». Он еще уточнил: «Наши самолеты в этом квадрате есть?». Ему ответили: «Никак нет». И он дает команду: «Цель сбить».

      Произошла трагедия прямо над городом Дегтярском, на глазах у многих его жителей. Они чуть ли не в один голос утверждают, что, если бы не дотянул военный летчик до окраины, рухнула бы машина на многолюдную первомайскую демонстрацию.

      Один из очевидцев тех событий, ветеран Великой Отечественной войны Василий Васильевич Баженов, к сожалению, его уже нет с нами, рассказывал:

      — На первомайской демонстрации я на мотоцикле с коляской должен был везти знаменосца. Находился уже на площади, когда услышал хлопок и увидел, как высоко в небе у хвоста нашего военного самолета взорвалась ракета. Догадавшись, что произошло, прихватил знакомого мальчонку Колю Костровского, дал газу, и мы помчались в сторону падения истребителя. На место приехали первыми. Увидели в пробороздившем землю пилотском кресле летчика. По лицу его стекала кровь. Вместе с креслом оттащили его подальше от самолета, прислонили к сосне. Я проверил пульс – очень слабый. Летчик открыл глаза, попытался что-то сказать, и тут же голова его упала на грудь. Я понял – не жилец он. Видно, позвоночник повредил.

      Теперь в городе воздвигнут памятник герою-летчику. К памятнику идут люди, приезжают свадебные кортежи, молодожены возлагают цветы и фотографируются. Стало традицией ежегодное возложение цветов и венков 1 мая. Командование Уральского объединения ВВС и ПВО организует выезды молодых летчиков в Дегтярск. Они посещают городской музей, где оформлена специальная экспозиция, посвященная С.Сафронову, в ней представлены и его личные вещи, фотографии, наколенный планшет и многое другое.

      Одна из новых улиц города названа в честь летчика Сафронова. 1 мая проходит атлетический пробег, посвященный подвигу Сафронова. Помнят и будут хранить память о нем жители, а их дети и внуки еще не раз будут писать сочинения о Сергее Сафронове, выбрав тему «В жизни города есть место подвигу».

      Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1960 года № 237/12 старший лейтенант С. И. Сафронов награждён орденом Красного Знамени (посмертно) за особую храбрость, самоотверженность и мужество. Обстоятельства гибели пилота в Указе не сообщались, эти сведения оставались засекреченными вплоть до начала перестройки в СССР.

     Помнят героя не только в Дегтярске. В Перми 1 мая 2007 года на стоянке дежурных сил 764-го истребительного авиационного полка была открыта памятная стела. Ежедневно боевое дежурство пермских военных летчиков по охране воздушных рубежей России начинается возле нее. А 1 мая 2010 года одному из самолётов «МИГ-31» авиационного гарнизона «Сокол» ВВС России присвоено имя Сергея Сафронова.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

83