Меню
16+

Общественно-политическая газета «За большую Дегтярку»

10.06.2021 10:53 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 от 10.06.2021 г.

Неужели это было?

Людмила Ивановна Бусахина — невероятно позитивный, открытый и остроумный человек! Вот уж точно, годы над ней власти не имеют совсем, несмотря на то, что ее жизнь была наполнена тяжелыми испытаниями.

В жизни нашей страны было много как прекрасных, так и трагических страниц. Сколько книг и разных материалов издано об истории России, но самые интересные из них, наверное, те, в которых мы можем наблюдать моменты из жизни людей. Когда судьба отдельного человека выходит на первый план, то история становится одухотворенной и более живой. Познакомившись с Людмилой Ивановной Бусахиной, которая 10 июня отмечает свой 80-летний юбилей, я удивилась ее красоте и сохранившейся в ней детской бойкости, даже непосредственности. Невероятно позитивный, открытый и остроумный человек! Вот уж точно, годы над ней власти не имеют совсем, несмотря на то, что ее жизнь была наполнена тяжелыми испытаниями. В ней были и болезни, и военный голод, и даже жестокость человеческих поступков. Людмила Ивановна поделилась небольшим отрезком истории из детских воспоминаний о маме, семья которой была репрессирована.

Большая семья Вакуленковых с шестью детьми, в которой родилась мама Людмилы Ивановны Вера Ивановна, в 1931 году была сослана из Оренбургской области в Казахстан.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Новая массовая волна репрессий внутри страны развернулась в начале 1930 года. В этот момент началась борьба не только с политическими конкурентами, но и с так называемыми "кулаками". По данным из "Википедии", за годы Сталинского правления в Казахскую ССР было депортировано 800 тысяч немцев, 102 тысячи поляков, 19 тысяч корейских семей, 507 тысяч представителей народов Северного Кавказа. За годы репрессий в лагеря Казахстана было сослано более 5 миллионов человек.

16 детей родила бабушка Людмилы Ивановны, но выжили только шесть из них. В те сложные времена дети умирали часто, так как жили очень тяжело, приходилось много работать. Почему семья была названа "кулацкой", вызывает удивление. В хозяйстве была всего одна лошадь и две коровы. Но факт того, что они учили одного из сыновей в школе, а не отправили его после трех классов церковно-приходской на работы, стал поводом считать их "кулаками", а значит — врагами народа. Людмила Ивановна рассказала один любопытный момент, о том, как происходило раскулачивание. Этим занимался один из жителей деревни, односельчанин, растивший своих детей рядом с теми, кого после его доносов приговорили к ссылке. Его семье в свое время помогали всем селом, кормили детей. Однажды этому человеку удалось где-то раздобыть кожаную куртку и наган, что явилось поводом назвать себя властью и самому себя уполномочить на должность "справедливого карателя". Почти все деревенские жители были признаны врагами народа. Вот так он расплатился за добро, что сделали ему односельчане. Конечно, все это по рассказам мамы Людмилы Ивановны, но у нас нет повода этому не верить. В те запутанные и сложные времена было много разных фактов, которые приоткрывают нам историю нашей родины с неизведанной многим стороны.

Привезли семью Вакуленковых вместе с остальными ссыльными в Караганду. Подверглись высылке почти все жители той деревни, где жила семья, так вместе все и прибыли на место. Высадили людей прямо под открытым небом. Пришлось сразу самостоятельно организовать работы, для того чтобы было где жить первое время. Люди соорудили большой глинобитный навес, под которым каждая семья могла пережить холода. Хорошо, что они прибыли весной, это дало им возможность успеть устроиться до морозов. Климат этого края очень суров. Но случилась страшная история. Этим же поездом вместе с ними привезли жителей из Курской области. Так как всем репрессированным сказали, что, возможно, их повезут дальше, то "курские" не стали ничего строить, а просто вырыли ямы, куда спустили сундуки с вещами и разместили там женщин и детей. Когда наступили холода и выпал снег, все они замерзли и умерли вместе с детьми в этих ямах, их просто замело снегом. Только весной смогли откопать трупы этих несчастных людей и захоронить их в братской могиле. Дело в том, что в центральном Казахстане очень сильные морозы и снежные бури, во время которых люди передвигались только по веревкам, натянутым от дома к дому. Стоит только ее отпустить, как тут же может унести в ледяную степь и тебя никто уже не спасет.

Шло время, Вера Ивановна стала взрослой девушкой и ее приняли на работу в местную больницу прачкой, в том числе она должна была выносить трупы умерших людей. Но там Вера проработала совсем недолго, при очередной проверке НКВД ее уволили, так как репрессированный имели право работать только в шахтах и на самых тяжелых работах. Как можно назвать работу прачкой, и тем более, в морге легким трудом, конечно, понять сложно. Но и в шахты Вера не попала. Когда она с подругами пришла устраиваться, то сотрудник, который их оформлял, пожалел молодых красивых женщин, не взял их на работу, сказав, что люди, работающие в шахтах, больше, чем три года не живут, условия работы там просто нечеловеческие. Так как Вера успела окончить медицинские курсы, ей все-таки удалось устроиться в больницу. Удивительным фактом, стало то, что в 1935 году она была награждена грамотой и даже получила почетное звание ударника-строителя, проявившего себя на фронте социалистического строительства. Дать такую грамоту врагу народа — это еще один странный парадокс того времени.

Вскоре молодая и красивая Вера познакомилась с будущим мужем, Иваном. Они долгое время не могли зарегистрировать брак, так как у нее отсутствовали документы. Да и будущий муж был не из репрессированных, поэтому им вообще нельзя было вступать в отношения. Тем не менее, они сумели создать семью.

Запомнился Людмиле Ивановне случай из детства, тогда ей было три года. Шла война, отец попал на фронт, они с мамой оставались на поселении. Всем репрессированным необходимо было периодически отмечаться в комендатуре, если не отметился и ушел с места поселения больше чем на 30 км, то сразу — расстрел за побег. В один зимний холодный день вдруг закрыли все ясли, школы, предприятия и поселенцев вместе с маленькими и даже грудными детьми согнали к комендатуре. По всей видимости, кто-то совершил побег. Комендант периодически выходил к собранным людям и зачитывал список тех, кому нужно было идти за ним. В этот момент наступала звенящая тишина, даже грудные дети переставали плакать. Все понимали, что этих людей сразу расстреливают без суда и следствия. Людмила Ивановна до сих пор помнит эти страшные минуты оглушающей тишины и царившей в воздухе тревоги. Время шло, становилось темно, а люди все стояли на морозе. Кто-то решил вырыть яму, на дне которой зажгли костер для обогрева и спустили туда детей. Маленькая Люда смотрела наверх и видела огромное черное небо и кончики штыков, которые были видны у военных, стоявших на посту у комендатуры.

Это лишь небольшой отрезок из жизни семьи Вакуленковых. Написать об этом можно целую книгу. Как им жилось в ссылке, что было с ними в период войны, и как для них Казахстан стал родным краем, о встрече с которым так мечтала в конце жизни Вера Ивановна.

В 1960 году Людмила Ивановна, закончив медицинское училище, устроилась работать по профессии в больницу. Работала тяжело, почти без выходных, много ночей недосыпала. Жизнь в казахстанских степях была очень сложной, и в 1977 году Людмила Ивановна с мужем приняла решение уехать в Дегтярск. Все старожилы помнят, каким красивым и богатым был наш город под опекой такого огромного предприятия, как рудоуправление. Много зелени, фонтаны… После сурового Казахстана Дегтярск показался просто райским местом. Тут Людмила Ивановна устроилась в больницу акушером-гинекологом, где проработала 10 лет. Отец к тому времени уже давно умер, а мама — Вера Ивановна -осталась вместе с родственниками в Казахстане.

Вера Ивановна умерла в 2002 году, в конце ее жизни Людмила Ивановна забрала маму к себе, в Дегтярск, где ее и похоронили.

В 1995 году от генеральной прокуратуры республики Казахстан Людмила Ивановна получила справку о реабилитации на имя Вакуленко Веры Ивановны. Такие справки тогда мог запросить почти каждый, кто был подвергнут репрессиям. Людмила Ивановна, вспоминает, что в семье, где она росла, и в ее окружении никогда не говорили о тяжелой доле ссыльных, они принимали этот факт как данность. Сила духа и способность оставаться людьми в любых условиях — вот что было главным для них.

Поздравляем Людмилу Ивановну с 80-летним юбилеем. Пусть бодрость и сила духа не покидает ее еще долгие годы. Спасибо вам за то, что вы поделились с читателями моментами из жизни вашей семьи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3