Меню
16+

Общественно-политическая газета «За большую Дегтярку»

09.12.2022 13:29 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Поисковый отряд «Рокада» «на передовой»

Поисковый отряд "Рокада", созданный на базе военно-исторического музея МАОУ «СОШ №30 имени 10-го Уральского добровольческого корпуса, хорошо знают не только в Дегтярске. Отряд является ярким примером патриотическоговоспитания молодежи нашего города. В его составе — учащиеся и выпускники школы. Да и название отряда выбрано не случайно: рокада — фронтовая дорога, дорога вдоль линии фронта… Все эти годы наши ребята "на передовой", в прямом и переносном смысле, весной и летом воюют с беспамятством в блиндажах и воронках, а зимой и осенью — пытаются "достучаться" до умов и сердец своих сверстников, донести горькую правду о минувшей войне.

За последние 5 лет члены отряда «Рокада» вместе со своим бессменным руководителем Еленой Соловьевой побывали в трех экспедициях. Ребята работали в Понеровском районе Курской области (это то место, откуда начиналась наступательная операция знаменитой Курской битвы), в Зубцовском районе Тверской области.

Пришло время подвести некоторые итоги. О них нам расскажут поисковики и, конечно, первое слово Елене Борисовне.

- Елена Борисовна, предлагаю начать разговор с того, как проходили последние экспедиции, которые провел ваш отряд.

- За последние 5 лет мы побывали в трех экспедициях: в Поныровском районе Курской области (это то место, откуда начиналась наступательная операция знаменитой Курской битвы) и дважды в Зубцовском районе Тверской области (21 и 22 годы).

В Курской области, куда мы ездили в 2021 году, вблизи поселка Поныри, стояла задача — обследовать определенный район на предмет нахождения останков наших солдат. Так как этот район поисковиками до нас уже был пройден, удалось найти останки только одного солдата, и он оказался немцем. Вообще, данная история получилась почти мистической. Дело в том, что поле, где мы работали, используется для посадки пшеницы, в тот момент, когда мы там работали, урожай уже был убран. В один из дней щупом мы обнаружили останки и после того, как начали вскрывать эту яму, увидели, что солдат лежит совсем без снаряжения. Так как это место уже было до нас обследовано, то мы очень обрадовались, что нашли нашего солдата. Но, когда останки уже были полностью зачищены, на шее у него оказался шнурок с жетоном немецкого солдата, а на руке был перстень, что для наших бойцов не свойственно. Потом обнаружили пуговицы не от нашего нательного белья, хотя под бойцом была обнаружена наша лопата и гильзы от винтовки «Мосина». Тем не менее, все указывало на то, что солдат все-таки немецкий.

Ребята сидели на краю раскопа расстроенные тем, что солдат не наш. В этот момент сопровождающему нас командиру местного отряда Юрию Ивановичу Казначееву звонят по телефону. Неожиданно он ставит телефон на громкую связь. Оказывается, разговаривал с поисковиками, которые работали до нас на этом поле и подняли нашего бойца, с ним был медальон с запиской внутри. Им удалось ее прочитать: "Товарищ, если ты найдешь этот медальон, сообщи, пожалуйста, о моей смерти моей жене (имя жены), но если у тебя на это не будет времени, то я не обижусь, иди вперед и делай все, чтобы ни одного фашиста не осталось на нашей земле". В этот момент мы все понимаем, что его слова звучат, как завещание для нас. Мы обязаны убрать немца с нашего хлебного поля, для того чтобы ни одного фашиста не осталось не только на нашей земле, но и на этом поле.

Мы рассуждали о том, как относиться к этим останкам. Решили, что поднимать его будем, соблюдая все правила военной археологии. После осмотра останков, поняли, что это очень молодой человек — от 18 до 20 лет. А через два дня к нам приехал представитель организации, которая занимается именно останками немецких солдат и подтвердил, что это совсем молодой человек. Мы поговорили с ним о том, что в 1943 году, когда уже состоялись победные и Сталинградкая, и Курская битвы, в тот самый переломный момент в истории войны, в Германии в армию призывались очень молодые люди, которые, возможно, уже и не хотели этого. В общем, попытались снизить градус ненависти к этому немецкому бойцу.

В последний день нашей работы в экспедиции Юрий Иванович повез нас по окрестностям, в места, где расположены братские могилы наших солдат. И когда ребята увидели, сколько захоронено наших солдат, они поняли, какова цена Победы, количество павших просто огромно! Мы, живя на Урале, этого не осознаем до конца. А когда ты ходишь по той земле, где погибших сотни тысяч, то понимаешь масштаб этой трагедии.

Был еще один почти мистический момент. Когда мы ехали, то видели, как горело поле с соломой, оставшейся после уборки пшеницы. На заднем фоне шли комбайны и тракторы, и ребята обратили внимание на то, что это похоже на Курскую битву: черный дым, огонь, железные машины — все это как настоящее танковое сражение. Получилось, что мы увидели картину Курской битвы воочию.

- Интересно, а что дальше происходит с останками немецких воинов?

- После обнаружения немецких останков их передают Союзу по сохранению памяти. А дальше, если у нас начинают искать родственников наших погибших бойцов, то в Германии по-другому. На немецком жетоне имя каждого немецкого солдата зашифровано буквами и цифрами. Когда погибал немецкий солдат, у него изымали жетон, ломали его пополам, одна половина шла в немецкий штаб для учета, а другая оставалась с телом убитого, либо в его кармане, либо в зубах. Если мы находим немецкого солдата и жетон целый, то это означает, что он числится пропавшим без вести у себя, в Германии. Мы поинтересовались, а что дальше? Оказывается, что они не ищут родственников, а только если родственники сами проявили интерес, оставив свои контакты, тогда им передается информация. У них и сегодня есть некий комплекс, и они стараются не ворошить прошлое. А вот у нас система другая, в медальон вкладывалась записка со всеми личными данными бойца. В 1942 году по какой-то причине отменили медальоны и перешли на красноармейские книжки, что в результате затруднило сохранность этой информации, так как медальон плотно закрыт, а книжка — это просто ничем не защищенная бумага. Поэтому наши солдаты записки со своими данными хранили в гильзах, затыкая деревянным чопиком или перевёрнутой пулей.

Также в Курске мы нашли место падения самолета, где были фрагменты останков летчика и детали нашего самолета. Так как это был уже предпоследний день нашей экспедиции, то мы планировали сделать эту работу уже в следующем году.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

25