Меню
16+

Общественно-политическая газета «За большую Дегтярку»

09.06.2022 09:32 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Вклад моей семьи в Победу 1945 года

Детство — счастливое, беззаботное, яркое, весёлое... Чаще всего именно так мы говорим об этой поре жизни. А может… страшное, грозное, босоногое, голодное. Оказывается, и такое тоже бывает. Это военное детство.

Дети, прошедшие через ужас войны, уже не дети. Они рано становились взрослыми — дети войны. Из книг, фильмов мы знаем о детях блокадного Ленинграда, о жизни и борьбе на оккупированных территориях, об ужасах детей в концлагерях. А как жили дети в тылу? Чем занимались? Они не видели немцев, а только слышали о них. Но и у них тоже была война. Детская память всегда выхватывает какие-то конкретные детали, яркие и трагические моменты. Война ранила их детские души, и эта рана кровоточит всю оставшуюся жизнь.

О детстве своей прабабушки Галиевой Альфии Абдуловны я узнала случайно.

Моя бабушка Горохова Светлана Амировна разбирала при мне старые документы, просматривала фотографии и показала самодельную, старую куклу, похожую на чучело масленицы. И объяснила, бережно поглаживая её, что это кукла её мамы. Игрушка, которая была единственным утешением в то тяжелое время.

Когда началась война, моей прабабушке Галиевой Альфие Абдуловне было 8

лет, её семья жила в небольшой деревне Кадырово. Отец Галиев Абдул

Абдуллович ушёл на войну, а мама работала в колхозе и смотрела за детьми.

В семье было 11 детей. Прабабушка была младшим ребёнком. Обычно, когда

рассказывают о детстве, то что-то приукрашивают, идеализируют, а моей

прабабушке нечего приукрашивать, ведь нельзя украсить ужас, страх, голод,

безотцовщину. В тылу не бомбили, не убивали. Но слёзы были те же — горькие, детские, женские, материнские. Жили ожиданием вестей с фронта, писем от любимых и верой в победу. Это чувство ожидания объединяло всех.

Единственным желанием было досыта поесть. Чувство голода сопровождало

повсюду. Это в городах были карточки, по которым выдавался хлеб, хоть

немного, но выдавали. А в деревнях и этого не было. Хлеб пекли сами, да и

разве можно это было назвать хлебом, горстка отрубей и перемолотая лебеда, а заедать этим горячим хлебом надо было суп из крапивы, который всегда был в чугунке в печке. Это летом, а зимой было страшнее и труднее. В долгие зимние голодные вечера единственным утешением для моей прабабушки была эта кукла. Не знаю, как она ее называла, наверное, было имя. Кукла самодельная, сшитая вместе с мамой. В городе девочкам покупали куклы, а в деревнях были самодельные. Кукла из магазина заветная мечта всех деревенских девчонок.

И каждый вечер маленькая Альфия, заканчивая всю свою работу по дому,

ложилась вместе с куклой спать и рассказывала ей все горести тяжелого дня. Она делилась с ней своими самыми тяжелыми переживаниями. Эта простая, самодельная игрушка была для девочки абсолютно всем. Ведь ей не с кем было больше поговорить, некому было рассказать об ужасе и сложности каждого прожитого ею дня во время этой страшной войны. Маме она не могла поведать. Девочка Альфия понимала, насколько ей тяжело, и расстраивать маму больше она не хотела. Плача и крепко прижимая свою подружку-куклу к груди, Альфия засыпала счастливым детским сном. А на утро снова все тяготы военного тыла обрушивались на детские плечи. Ведь работа в те годы не делилась на взрослую и детскую. Так, вместе страдая и утешая друг друга, маленькая девочка и её кукла пережили эти годы. Прошли годы, Альфия стала взрослой, у неё появилась своя семья. И моя бабушка Света, дочь Альфии, вспоминает, что у неё самой было много красивых кукол, их покупала мама и всегда с нежностью и тихой грустью смотрела, как дочка играла с ними.

И уже после смерти прабабушки с её личными вещами она нашла эту куклу, о которой ей когда-то рассказала её мама Альфия. Моя бабушка сохранила эту куклу как память. Я смотрю на неё и вижу, что она мало похожа на куклу: выцветшая ткань платья, еле видные, нарисованные глаза, остатки ниток вместо волос, — и представляю маленькую Альфию, засыпающую вместе с этой куклой. Теперь я понимаю, почему у бабушки дома было так много кукол, она проживала детство вместе со своею дочерью.

Детство, счастливое, беззаботное, яркое, веселое... Пусть оно будет только

таким. Пусть будет много игрушек, радости, смеха… Нельзя, чтобы детство называлось войной.

Софья Горохова, выпускница школы №30, победитель городского конкурса «Вклад моей семьи в Победу 1945 года»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

40