Меню
16+

Общественно-политическая газета «За большую Дегтярку»

25.04.2023 10:38 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Творцы новых направлений в педагогике и организации работы с детьми

куратор советников Яна Телятникова, советники по воспитательной работе Катерина Фофанова, Мария Кравцова и Татьяна Брехова

Педагогические методики должны корректироваться с учетом актуальных требований времени и особенностей психологического развития современных детей и подростков. Об этом заявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в ходе Всероссийского совещания с региональными командами проекта «Советник директора по воспитанию и взаимодействию с центрами детских инициатив», в котором участвовали представители 45 регионов.

«Именно советники директоров по воспитанию становятся одними из творцов новых направлений в педагогике и организации работы с детьми, они играют важную роль в формировании новой педагогической среды», – подчеркнул Министр просвещения.

- Так кто же такие советники по воспитанию и зачем они нужны? — с таким вопросом мы обратились к начальнику Управления городского округа Дегтярск Елене Главатских.

В России запущен проект по воспитательной работе в школах: в них теперь появилась должность советника директора по воспитанию. Мы разобрались, что это за должность, какие задачи возьмут на себя советники и кому что они советуют?

Мы продолжили разговор с начальником Управления городского округа Дегтярск Еленой Главатских.

- Советники – это универсальные специалисты, — пояснила Елена Сергеевна, — одной из основных задач которых является реализация программ воспитательной работы. Они помогают сделать главный приоритет образования – воспитание – эффективнее и значимее, становясь проводниками, помогающими детям развивать социальные инициативы. Иными словами, советники решают задачи по развитию личности на основе духовно-нравственных ценностей, по организации интересной и яркой внеурочной деятельности, успешной социализации, вовлечению в общественные инициативы.

- Итак, советники решают задачи по развитию личности ребенка. А как же заместители директора образовательных учреждений по воспитательной работе?

- Заместитель по воспитательной работе — это административная должность. Советник – тот практик, который выстраивает цепочки, связывающие все элементы воспитательной работы. Должность муниципального координатора по работе с советниками занимает Светлана Лаптева.

- Светлана Владимировна, есть мнение, что советник — это вожатый. Так ли это? –

- Это не так. Потому что и полномочий у советника больше, и обязанностей. С 1 сентября 2022 года во всех школах города введена должность советника по воспитанию. Советник – это человек, которого должны все узнавать. Всех советников отличает белая рубашка, желтый галстук и бейдж с желтым самолетиком, являющимся тем самым навигатором.

- Значит ли это, что мы переходим на единую систему воспитательной работы в школе как в былые времена?

- Да, так. Время изменилось. Изменились и дети. Нужен новый подход. Но нельзя забывать и о традициях каждого коллектива. Это тоже важно.

- С чего все начиналось?

- Вспомним, что с 1991-1992 годов закончилась идеология Советского Союза с пионерией, комсомолом. Долгое время не приходило ничего нового. В 2015 году было создано Российское движение школьников, которое не в полной мере охватило максимальное количество детей и молодежи своими идеями. Базой развития новой системы воспитания в образовательных организациях является создание Российского движения детей и молодежи, главная цель которой – это воспитание личности, патриота своей страны.

- Что нового появилось в образовательном процессе с введением единой воспитательной системы?

- Во-первых, каждая учебная неделя начинается с церемонии поднятия флага РФ и исполнения государственного гимна. Разработан стандарт церемонии, которым руководствуются школы. До начала уроков проходят внеурочные занятия «Разговоры о важном». Для их проведения педагоги используют разработанные Министерством просвещения РФ методические материалы, которые включают в себя сценарии, презентации, видеоролики, раздаточный материал. Наши школьники, как и школьники всей страны, по понедельникам погружаются в единую тему: любовь к Родине, день учителя, день отца, 165-летие К.Э.Циолковского…

Помимо «Разговоров о важном», в школах появились Дни единых действий. Это акции в рамках памятных дней и календарных событий. Для работы советник получает концепцию Дня единых действий с готовыми механизмами участия. Например, в школах проводился День учителя. По концепции дети должны были узнать у учителя его мечту. Затем голосованием ученики выбирали, чью мечту исполнить.

Получая концепцию, советник вместе с педагогами и ребятами, выбирает для себя наиболее приемлемый или близкий по духу вариант. К слову, муниципальным куратором школьных советников является Яна Телятникова, педагог вечерней школы №4.

- Яна Сергеевна, как прошла адаптация советников в школах к новой должности? – поинтересовалась у куратора советников.

- Особого времени на раскачку у нас не было. Войти в новый цикл работы помогли разработанные на федеральном уровне нормативные и инструктивно-методические материалы. Проводятся совещания и мероприятия. Мы ежедневно находимся на связи.

Созданы группы ВКонтакте «Навигаторы 2.0» на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, где выкладываются планы на месяц, методические материалы, даются брендбуки, новостная лента, где освещается работа региона по программе «Навигаторы» и «РДДМ», по системе ВКС обсуждаются плановые задания регионального и федерального уровней. И уже с сентября 2022 года все закрутилось.

- С чего начали?

- С появлением советников в школах созданы центры детских инициатив, в которые входит инициативная группа школьников во главе с советником.. Это такое пространство, в котором детям комфортно и удобно, где зарождаются детские инициативы, проходят интересные беседы, задумываются идеи творческих проектов. Центр детских инициатив побуждает школьника почувствовать, что он не один, его идеи будут поддержаны. Но его главная цель – вовлечение детей в организацию детской жизни.

- И все-таки, зачем советник пришел в школу?

- Чтобы всё и всех объединить. Чтобы взять всех за руки и замкнуть круг, являясь тем недостающим звеном, которого постоянно не хватало в комплексном воспитательном процессе.

Уникальность и сильная сторона советника в том, что, являясь параллельно сотрудником образовательной организации и Российского детско-юношеского центра молодежи, он совмещает в своей работе оба подхода. Как педагог школы, советник, имея классическое образование, опирается на стабильный базовый, традиционный подход. А как сотрудник РДЦМ, обладает компетенциями специалиста по работе с молодежью: ориентируется в трендах, находится «на одной волне» со школьниками.

К тому же советник – прямой импульс от государственной политики до реального практического сектора и лицо школы в проекте «Патриотическое воспитание граждан РФ». Его успехи – успехи школы. Его провалы – провалы школы. Воспитательная работа – это исключительно командная история. И весь смысл этого проекта – создание целостной воспитательной среды, в которой полноценно и разносторонне развиваются наши дети. Именно ребенок – тот, вокруг кого вся эта трансформация системы задумана, разработана и сейчас воплощается.

- Какие, на ваш взгляд, произошли важные изменения в системе воспитательной работы за 7 месяцев учебного года?

- Во-первых, у ребят появилась своя территория (в каждой школе созданы центры детских инициатив). Во-вторых, у них появился взрослый лидер, старший наставник, друг. В-третьих, став участниками дней единых действий, в школьных коллективах жизнь закипела. Обо всех мероприятиях, проходящих в образовательных учреждениях, мы рассказываем в своих соцгруппах. Уже дважды наши новостные отчеты попадали в новостную региональную группу. Если представить, что в нашем регионе 840 школ, то это успех. Первыми в новостную ленту региона попала школа №30 (советник по воспитательной работе Мария Кравцова), рассказавшая о мероприятиях к 80-летию Уральского добровольческого танкового корпуса. Совсем недавно, весь регион узнал о том, как интересно провела школа №23 День театра, с каким успехом прошла премьера кукольного спектакля для учащихся начальной школы (советник по воспитательной работе Татьяна Брехова).

Кроме того, в этом году все первоклассники Дегтярска участвуют в программе «Орлята России». Уникальность этой программы в том, что в ней ребенок участвует в команде с педагогом, старшеклассником-наставником и родителями. В программе разработан комплекс мероприятий, состоящий из 7 треков с разработанными занятиями. Ребенок в ходе прохождения всех занятий программы приобретает и развивает лидерские качества, проявляет себя в спорте или заботится о природе. Здесь не только информативные занятия, но и акции, мероприятия, направленные на формирование и выработку навыков. И как награда за активное участие в программе – поездки в лагери «Артек» и «Орленок».

А школьники среднего звена стали членами Российского движения детей и молодежи.

- На что сейчас ориентированы школьники?

- На участие во Всероссийском проекте «Добро не уходит на каникулы». Главный лейтмотив его выразила бы так: «Не можешь пройти мимо бездомного животного? Любишь радовать маленьких детей? Помогаешь пожилым людям? Тогда присоединяйся и получи возможность выиграть грант до 300 тысяч рублей на реализацию своего доброго проекта!»

А что думают о нововведениях сами участники проекта?

Екатерина Фофанова, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями школы №16:

- В нашей школе давно существуют различные объединения детей: дружины юных пожарных «Искра», юных инспекторов движения «Светофор», военно-патриотический клуб «Кадет-16», в сентябре появились «Орлята России». Все они очень разные, но объединяет их одно — школа №16, а теперь объединяет еще и «Движение первых». Благодаря открытию первичного отделения Российского движения детей и молодёжи «Движение первых» открылась новая страница в жизни нашей школы, и я надеюсь, что всех нас ждут новые события, встречи, интересные люди, проекты и важные дела.

Егор Чайка, член первичного отделения Российского движения детей и молодёжи «Движение первых» школы №16:

- Здорово, когда в своей деятельности ты не один. Сегодня для того чтобы делать что-то вместе с командой, есть много возможностей: можно создать волонтерский отряд и помогать тем, кто в этом нуждается; можно придумать стартап и начать свое дело, можно собраться по интересам и готовиться вместе к экзаменам, помогая друг другу освоить ту или иную тему.

Анастасия Тищенко, член первичного отделения РДДМ школы №16:

- Любое дело лучше делать вместе, большой командой. Не зря все самые большие свершения удавались только сплоченным и дружным коллективам. Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи «Движение Первых» стало нашей новой реальностью. Деятельность движения направлена на организацию досуга, создание возможностей для всестороннего развития и самореализации, а также профессиональную ориентацию детей и подростков.

Словом, федеральный проект «Навигаторы детства» объединил новой философией воспитания все российские школы, в том числе и дегтярские. И этот самолет (эмблема проекта) не должен сбиться с пути!

И.Владимирова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

423