Меню
16+

Общественно-политическая газета «За большую Дегтярку»

16.05.2023 12:02 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Полигон для будущих инженеров

Четыре команды общеобразовательных школ нашего города продемонстрировали свои умения и навыки на очередных соревнованиях по предметам естественно научной и технологической направленности «Тайны века», проходивших в рамках региональной программы «Современная школа» на базе центра «Точка роста» МАОУ «СОШ №30».

Звучит знакомая мелодия из кинофильма «След», на фоне которой таинственный голос рассказывает: «Наконец, рассекречено и вскрыто хранилище с архивными документами самых старых, забытых открытий, совершенных человечеством. В одном из отдаленных засекреченных блоков неожиданно обнаружили странный скелет в неестественной позе. В руке скелет держит потертую папку. Эксперты «ФЭС» взялись за расследование: чей это скелет, и предположили, что ключ к раскрытию тайны находится в папке…».

Именно прибывшие команды «Фотоны» (школа №16), «Центробежная сила» (вечерняя школа №4), «Матрица» (школа №22) и «ФАС» (физико-аналитическое сообщество школы №30) и должны будут разгадать тайну века, используя свои знания. Интригующее начало.

Перед состязаниями к ребятам с напутственным словом обратились члены экспертной комиссии (проще – члены жюри), которые и оценивали «профессионализм» юных «сыщиков»: директор школы №30 Ирина Азаренкова, глава городского округа Дегтярск Вадим Пильников, заместитель директора ЗАО «Уралтехфильтр-инжиниринг» Александр Диденко, начальник Управления образования городского округа Дегтярск Елена Главатских.

Затем участники турнира прошли в информационный центр, где проходило первое испытание: необходимо было представить свою команду, раскрыв одну из тайн века. Ярко раскрыли название «центробежная сила» учащиеся вечерней школы, показав для всех одно из «вкуснейших» открытий – сладкую вату: если сахар раскрутить – получится именно эта сладость! «По следам газировки» прошлись сыщики школы №22, представив популярность воды с пузырьками с 18 века, отметив «минусы» и «плюсы» любимого напитка. «Фотоны» (школа №16) рассказали о черных дырах в космосе, а члены команды «ФАС» показали открытие пенициллина, спасшее миллионы жизней!

Первый этап пройден. Команды получают разрешительные документы и приступают к «основному расследованию». Для этого им предстояло пройти пять отделов: инновационных IT-технологий, криминалистической физики, биологической исследовательской лаборатории, профессионального ориентирования, экспериментальной химии. Традиционно испытания состояли из двух блоков: теоретического и практического. Участники турнира собирали магнитную модель клетки, изучали особенности ее строения, используя новейшее оборудование, объясняли сложнейшие эксперименты. К примеру, определяли с помощью экспериментов, какие вещества находятся в колбах. Это задание оказалось одним из самых интересных и сложных, только две команды нашли правильное решение. Интересной частью состязаний стал тест-контроль в отделе криминальной физики. Вопросы, порой ставили в тупик, но не всех. К примеру, знаете ли вы, какое устройство можно заменить лимоном, мандарином или яблоком? Ответ так прост: батарейку! Увлекательно проходило и «расследование» эволюции телефона.

После прохождения каждого этапа команды получали «артефакт», как оказалось, набор таких «улик» должен был помощь разгадать главную тайну. Это был заключительный тур соревнований. Итак, объединив полученные «артефакты»: чемодан, пробирка, томик стихов А.Блока, подушка, герб Тобольска – «юные сыщики» должны были назвать человека, чей скелет, возможно, обнаружен в боксе. Вот где был настоящий накал! Время поджимало, но судя по лицам исследователей, разгадка не поддавалась. Только «эксперты» команды «Матрица» (школа №22) нашли правильный ответ. Это Дмитрий Менделеев! Родился в Тобольске, чемоданных дел мастер, свою будущую жену, дочь поэта А.Блока, увидел во сне, знаменитый химик.

Жюри оценивало не только умения, навыки и компетенции участников турнира по предметам естественно научной и технологической направленности, добавлялись баллы за дружный настрой, ведь самое главное — это умение работать в связке, поддерживать друг друга и распределять обязанности.

Соревнования – это всегда испытания, в которых выигрывает сильнейший. В этом году победителями турнира стали члены команды «ФАС» МАОУ «СОШ №30», 2-ое место заняла команда «Фотоны» МАОУ «СОШ №16», 3-е место — у команды «Матрица» МБОУ «СОШ №22» и 4-ое – у ВСОШ №4. К слову, на прошлых соревнованиях победили члены команды школы №22, они передали Кубок инженерной школы учащимся школы №30.

Но задача перед организаторами турнира стояла иная – подарить детям праздник! А еще — развивать у обучающихся инженерное творчество, интерес к научной деятельности. Такие турниры позволяют реализовывать новые интересные проекты и развивать инженерную исследовательскую деятельность обучающихся, становятся своеобразными полигонами для будущих инженеров. Кстати, заместитель директора ЗАО «Уралтехфильтр-инжиниринг» Александр Диденко команде-победительнице в качестве подарка сделал предложение – пройти летнюю практику у них на предприятии. Ребята с большой радостью встретили это предложение!

Открытые, доступные условия для технического образования всех и каждого создаются благодаря открытию «Точек роста» в школах нашего города в рамках нацпроекта «Образование». Остаётся добавить желание и труд – тогда успех станет достойным результатом общих усилий.

В отделе экспериментальной химии команда «Матрица» определяет с помощью экспериментов, какие вещества находятся в колбах